Ежегодно, с приближением паводкового сезона на базе Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России в поселке Никола Иркутской области проходят учебно-тренировочные сборы по беспарашютному десантированию. В условиях работы в популярном туристском регионе, а также в преддверии таяния снегов и половодья, спасатели готовятся к возможным ЧС.

Прием зачетов и допуск спасателей для проведения данного вида работ осуществляет начальник парашютно-десантной службы Сибирского ПСО МЧС России Евгений Александрович Скрипальщиков (город Красноярск).

– Тренировки по беспарашютному десантированию мы проводим для спасателей Красноярска, Байкала, Абакана, Бердска и других городов в Сибирском регионе. В Красноярске у нас находится парашютно-десантное звено, состоящее из шести человек. Если нужно выполнить какие-то специальные работы, мы привлекаем их. А беспарашютному десантированию обучаем весь Сибирский регион.

– В чем заключается тренировка?

– Есть половина вертолетной площадки, условное место происшествия, задача спасателей приземлиться в эту зону. В реальных условиях спасателям часто приходится спускаться на ограниченные площадки, и они с этой задачей успешно справляются. Завтра будет отрабатываться подъем пострадавшего лебедкой.

– В каких видах работ спасателям необходимы такие навыки?

– В основном, это работа на паводках, спасение людей, подъем пострадавших с воды, с крыш домов и других затопленных объектов. Мы неплохо отработали летом прошлого года в Тулуне. Снимали людей с крыш домов. Спасатели БПСО выполнили сложные работы по эвакуации пострадавших с машины, застрявшей среди бурлящего потока. Другая категория работ – это подъем пострадавших (в основном туристов) с рек, ущелий, островов, перевалов и т.д. К примеру, была работа в Туве: группа туристов-водников промахнулась и попала не в то русло, впереди был большой порог, они побоялись двигаться дальше и остались на островке. Ущелье 40 метров, группа на крошечном острове зацепилась за берёзку. Их нужно было всех оттуда извлечь, с катамаранами, амуницией поднять на борт.

– От кого зависит точность попадания спасателя на место?

– Точность попадания зависит от командира корабля и от выпускающего. Командир корабля слушает выпускающего, который поправляет вертолет, допустим «влево пять метров», «вправо пять метров», «назад десять» и так далее. То есть именно выпускающий должен приземлить в точку назначения спускаемого спасателя.

– Как вы оцениваете работу наших выпускающих спасателей?

– Отлично. Сегодня была их тренировка. Отработали прекрасно. Новичков у вас нет, чтобы достичь этого уровня выпускающего, нужно несколько лет просто спускаться с вертолета.

– В вашей практике какие-то сложности возникали во время подобных спусков?

– За 15 лет моей работы ЧП не возникало. Для этого мы и проводим тренировки, чтобы в условиях реальных спасательных операций исключить возникновение нештатных ситуаций.