ХРОНИКИ НАВОДНЕНИЯ, КОТОРОЕ БОЛЬШЕ ПОХОЖЕ НА ЦУНАМИ

— они работали на паводках в разных регионах страны: от Алтая до Дальнего Востока, но с волной такой мощности столкнулись впервые.

Спасательная операция на паводках в Тулунском, Нижнеудинском и Зиминском районах является не только крупнейшей работой Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России за 2019 год. Это наводнение останется в памяти спасателей, как наиболее стремительное по скорости развития событий.

Тулун отличился динамикой. Никто не ожидал такой мощи стихии. Если на Дальнем Востоке, в Киренске, в Забайкалье вода поднималась постепенно, у местного населения было время собраться и уйти, то здесь наводнение шло неконтролируемой волной. Люди абсолютно не были готовы к такому удару. Сбегали из домов в панике, не успевая взять деньги и документы. Собак не успевали отцепить.

Из хроники:

27 июня, 17:34

Две группировки спасателей Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России убыли в зону бедствия. 20 человек, 3 единицы техники, 4 единицы плавстредств в настоящее время двигаются по автодороге по направлению к городу Тулун, Тулунского района, Иркутской области. 10 человек вылетели вертолётом МИ-8 в город Нижнеудинск, Нижнеудинского района, Иркутской области.

— Когда вы въезжали в Тулун вечером 27 июня вы понимали, что вас ожидает?

— Нет, конечно, никто не понимал. Местные не понимали. 27 и весь день 28 мы делали обход и уговаривали людей эвакуироваться, нас никто не воспринимал всерьез. Процентов 70% отказывались, — Максим Кривошеев, руководитель группировки БПСО, спасатель 1 класса.

Из хроники:

28 июня, 15:46

В Иркутской области спасатели Байкальского поисково-спасательного отряда проводят эвакуацию людей из подтопленных домов в населённых пунктах Привольное, Алыкджер Нижнеудинского района, Евдокимова, Гадалей, Владимировка Тулунского района. Вчера по прибытии в место ЧС и до самого утра спасатели проводили подворовой осмотр и транспортировку людей в безопасные для жизни локации. Работы продолжаются.

«Наводнение шло лавиной. Деревенские – люди, привыкшие к таким наводнениям, они более организованы в этом плане. Мы приехали в село Привольное ранним утром, туман, по реке столько мусора плывёт! Достаточно поймать одно бревно и всё. Мы взяли железную лодку у местных жителей, перекинули свой мотор. Поехали собирать людей, сразу пришлось забрать человек десять. Лодка перегружена, ты не знаешь ни русла, ни местности. Идём – вода рядом с бортом. Маленько лодку качнет и перевернёмся. А течение такой силы, что выплыть невозможно» — Николай Рыбаченко, спасатель 1 класса БПСО.

«Когда мы приехали в Аршан, вода уже к тому времени упала на два с половиной метра. Это деревня промысловиков, они были подготовлены к наводнению и пережили его достойно. Мы привезли гуманитарную помощь, продукты. 27 июня работали в Гадалее. Благодаря нашему водителю, Александру Иванову, вывезли много людей прямо на КАМАЗе. Вода была по капот», — Егор Шуруев, спасатель 3 класса БПСО.

«В Евдокимова мы приехали в полночь. Приступили к эвакуации. Вода была большая. С часу ночи до пяти утра отработали. Потом поехали выше по течению, собирали народ. К крыше подойти не могли. Столбы, течение очень сильное. Если прибьет – лодку перевернет. Говорим: «Садитесь в резиновую лодку и спускайтесь вниз по течению, мы вас на «Пиранье» подхватим». Они сели, мы подхватили, пересадили к себе. Парень лодку не отпускает. Пошли, нас давай заворачивать. Лодка нас держит. Я кричу: «Бросай или потонем!». Он бросил, нас выровняло. Дальше идем: на крыше женщина. Ночью выплыла через окно, забралась на крышу. В одной ночнушке. Её колотит. Выломали доски, через другую лодку пересадили ее к нам. Семью забирали одну. Течение, ветер дунул, нас на крышу закинуло, мы один борт пропороли. Верхний баллон. Народ собрали и вниз. Везде скотина плывет или стоит возле крыш, куда ее прибило», – Алексей Таскаев, спасатель 2 класса БПСО.

Из хроники:

29 июня, 8:43

К вечеру 28 июня все силы БПСО, за исключением 10 человек, убывших в Нижнеудинский район, были собраны в Тулуне. В то же время с базы Никольского подразделения выехал дополнительный резерв в количестве 20 человек на усиление группировки. Работа по эвакуации местного населения продолжалась всю ночь.

— Как думаешь, сколько человек удалось спасти на вашей лодке в ту ночь?

— Не знаю… Мы летали, как заведенные. Некогда было считать.

Владимир Мамурков, спасатель 1 класса, бессменный пилот лодки с угрожающим названием «Пиранья», который эвакуировал из смертельной зоны затопления десятки и сотни людей: «Аэробот прекрасно показал себя в условиях городского наводнения. Лодка очень маневренная, не боится мусора, так как дно защищено, мотор поднят над водой. Единственной проблемой были провода, в которые мы попадали, когда вода поднялась на высоту столбов. В темноте в проводах можно было голову потерять».

«Я переживал за тех ребят, которые работали на надувных лодках. Ночь, темнота, дома плывут, грохот. Казалось, мост развалится. Если под плывущий дом попадут – всем конец. Утащит, защитный костюм и спасжилет не помогут, там такой водоворот. Гвозди, заборы. Лодки уже проколоты. Они на ходу подкачиваются. Переполненные людьми. Мужики, которые сидели на моторах, проявили высокий профессионализм», — Максим Кривошеев, руководитель группировки БПСО, спасатель 1 класса.

На наводнении работали спасатели БПСО родом из Листвянки, Посольска, Сахюрты, Слюдянки и других населённых пунктов Байкальского региона. Эти парни выросли, живут и работают на Байкале, а значит, они «на ты» с водой и мотором.

«Вода на глазах прибывала. Помогали людям поднимать вещи выше. В 17.10 прорвало дамбу. Нас перекинули на Юбилейную улицу. Скинули лодки. Начали отрабатывать ближние дома и собирать людей с крыш в низине. А ближе к мосту, где повыше, люди еще и не думали выезжать.

Макс по рации кричит: «Срочно сюда – дети!». Хватаем лодку, тащим волоком. Сняли двух пацанов с крыши. Дальше едем парень бежит по дамбе, руками машет. Показывает – магазинчик невзрачный, выруливаем – козырёк на магазине и решетка кованная. Две девочки-подростка в воде по грудь, держатся за решетку. Синие уже. Нас четверо, трое пострадавших, этих девочек забираем. Подъезжаем парня с дамбы снимаем. Поехали – в лодке истерика началась. Дети рыдают. Это первая лодка с пострадавшими была в Тулуне», — Сергей Старовойтов, спасатель 3 класса БПСО.

«Бабушка с дедом были, старенькие. Мы пришли к ним. Русло выросло в три раза. Дома мимо плывут. Бабушку долго вытаскивали, они боялись: «Нет, мы с вами не поедем». Вода под самую крышу. «Мы сюда не будем наступать». Давай мы им делать мосты. В итоге забор разобрали, лодку протащили. Садим в лодку, только отошли и дом со страшным хрустом начинает двигаться в нашу сторону.

Кромешная тьма. Вывозишь людей, возвращаешься – дома, с которого людей забрали уже нет.

Пару супружескую пытались снять с чердака. Подойти на лодке нереально – везде гвозди. Единственный вариант – разобрать шифер и вывести через крышу. Они просят: «Нет, не ломайте шифер». Ну, что делать? Тут люди отовсюду кричат, мы оставляем этих, спасаем других. Потом возвращаемся, они уже согласны на всё.

Многие так говорили – не ломайте шифер, пожалуйста. Что делать как мы будем жить потом? Но выбора не было уже, ломать приходилось. Даже в такой ситуации люди ещё не осознавали масштаб бедствия», — Николай Рыбаченко, спасатель 1 класса БПСО.

— Это сложно заставить себя сесть в дырявую лодку и снова идти в неизвестность?

«Ты не думаешь, работаешь и всё. Сколько раз в забор въезжали железный. Мы могли просто разорвать лодку об него. Но каким-то образом проносило. Командная работа. Двое по бокам расчищают веслами мусор. А иначе не пройдешь. Где-то развернуться, где-то, что-то оттолкнуть. Потом мы загружаем людей, 6 человек минимум. Лодка прогибается.

Для того, чтобы попасть на улицу, нужно пересечь перекрёсток. Там основное русло, мощное течение. Нужно успеть дать газу, чтобы этот перекресток проскочить и лодку не снесло. Это еще днем было, контролируемо. А ночью мы, в принципе, этого не видели. Уже не так страшно. Три ночи, полное русло. Дом срывается и цепляется за провода. Шифер ломается, его тянет. Мы где-то рядом работаем, не можем его видеть, только слышим. Здесь надо людей спасать, контролировать. Некогда думать о себе», — Юрий Щербаков, спасатель 1 класса БПСО.

«Лодку пробил, четыре дырки. Клеиться времени не было. Я ездил c отверстиями. Люди помогали. Парень местный, у него «Нива» осталась на мосту. Снял аккумулятор, качай, говорит, лодку. Езжай, работай. Подкачивался – на 20 минут хватало. Едешь, народ загрузил, вода через борт захлестывает. Спасали на свой страх и риск. По 11 человек возили», — Сергей Старовойтов, спасатель 3 класса БПСО.

Из хроники:

29 июня, 9:00

Резервная группа спасателей БПСО в количестве 20 человек, 5 единиц техники рано утром прибыла в город Тулун. Приступили к эвакуации населения. На данный момент этой группой работы ведутся в районе Тулунского лесодеревообрабатывающего комбината (ЛДК).

«Мы приехали в Тулун рано утром 29 июня. Первое, что увидели – вертолеты летают и снимают с крыш людей. Сбросили лодки, приступили к работам. Старший группы отправил меня с парнишкой лет 17-ти, который просил спасти его бабушку. Подошли к дому, тот был полон воды под самую крышу. Влезли на чердак. Парень показал, где находится комната, в которой, предположительно, осталась бабушка. И тут я, действительно, услышал стук снизу. Она жива! Мы принялись разбирать хлам, шлак, рубить топором перекрытие. Когда вырубил достаточное отверстие, я спустился и в полной темноте поплыл на голос. Бабушка была слабая, она провела в воде всю ночь! Мы вытащили её и отвезли в больницу. Спустя две недели её выписали, я узнавал. Жива – здорова», — Даниил Москвитин, спасатель 3 класса БПСО.

Всего 28 и 29 июня спасателями БПСО совместно с добровольцами из числа местных жителей было спасено больше 1700 человек.

Из хроники:

4 июля, 12:39

Тулун, прямо сейчас спасатели проводят аварийно-спасательные работы по устранению затора на реке Ия под мостом федеральной трассы. Конгломераты спрессованного плавучего затора обвязываются тросами. Бульдозер, расположенный на берегу ниже по течению, тянет эти массивы лебёдкой. С другой стороны моста экскаватор подталкивает фрагменты вниз. В русле реки два спасателя на лодке страхуют ребят, работающих на плавзаторе, кроме того, после отделения очередного фрагмента, повторно осматривают его на плаву.

Отдельной строкой стоит рассказать про уникальную аварийно-спасательную операцию по разбору завалов под мостом федеральной трассы, куда во время наводнения вынесло огромное количество фрагментов сооружений и целые здания. В результате стихийного бедствия под мостом скопилось порядка 300 снесённых течением домов и другого мусора. На разбор затора у спасателей Байкальского отряда ушло десять дней.

«Когда подходишь к любой серьезной задаче, никаких особенных чувств не возникает. Надо делать – ты делаешь. Начали думать и разработали несколько вариантов. Опробовав их, пришли к единственному эффективному решению: работать тракторами, цеплять какой-то объем тросами, вытягивать на течение и сплавлять по реке. Пробовали по течению и против течения. Потом с обоих сторон и с обоих берегов реки. Цепляли и так, и эдак. Пробовали кидать «кошку» и тянуть с берега – этот вариант тоже не удался. В общем, опытным путём пришли к единой технологии и в течение 10 дней разобрали.

Обеспечить каждому индивидуальную страховку при помощи верёвки не представлялось возможным. Более того, это было опасно. Если спасатель упадёт в воду, верёвка может запутаться в мусоре и утянуть человека. Он не сможет быстро эвакуироваться. Поэтому риск был, но риск был рассчитанный и оправданный.

Завал на воде «живой». Ниже по течению постоянно находился страхующий катер с двумя спасателями. На мосту стоял человек, который контролировал процесс сверху. Как только массив начинал шевелиться, по команде все уходили на катер или поднимались на мост. Он ведь непроизвольно мог зашевелиться, от нас не зависит течение, мы не знаем какую нагрузку сейчас эта конструкция испытывает. Поэтому сверху осуществлялся постоянный контроль за каждым человеком. Ну и друг за другом, конечно!

Сначала немного переживали. Но потом познакомились с этой средой, обследовали, поняли, что завал достаточно плотный, научились передвигаться по нему, стало понятно, как и при каких обстоятельствах он себя ведёт.

Работали совместно с сотрудниками РЖД и дорожной службой. Спасатели работали непосредственно на завалах, они – на технике. Дорожная служба обеспечивала безопасность во время работы на мосту, и железнодорожники тоже на мосту работали. Потому что это не просто трос заносить, передавать его вниз. Наша основная задача была – стропить на течении эти конгломераты спрессованного мусора. Ну и, конечно, придумать, как это всё сделать. Торопила вода, которая падала и завал прессовался еще сильнее, поэтому работать нужно было быстро. С течением времени система усовершенствовалась, мы наловчились и дело пошло», – Сергей Косотуров, спасатель 1 класса БПСО, руководитель группировки спасателей, работавшей на мосту.

Всего со 2 июля специалистами БПСО в сотрудничестве с железнодорожными и дорожными службами Тулуна под мостом расчищено порядка 3600 кубометров завалов.

Из хроники:

1 июля, 23:04

Очень много работы в зоне затопления. Вода постепенно уходит, оставляя за собой полный бардак и хаос. Город разделён стихией на две части, на сегодняшний день сообщение между ними поддерживается только за счёт водного транспорта. Спасатели БПСО весь день перевозят жителей с одного берега на другой.

Невозможно рассказать обо всем объеме выполненной работы. Это разбор завалов в социальных учреждениях: школах, детских садах, оказание первой помощи населению, доставка гуманитарной помощи, питьевой воды населению, организация транспортного сообщения между левым и правом берегами реки Ия, транспортировка пострадавших, поиск утонувших людей, сбор и утилизация погибшего скота и домашних животных, утилизация содержимого размороженных холодильных складов.

Значительную часть времени спасатели посвятили оказанию помощи местным жителям в расчистке домов, отводе воды, вывозе мусора.

«В многоэтажках люди сидели дня три на гуманитарке, которую мы доставляли. Дальше началась помощь по разбору мусора в домах. Людям нужно было преодолеть растерянность от потери материального имущества. Они были раздавлены. Главное в такой ситуации начать что-то делать. А тут спасатели пришли, помогли разгрести мебель, мусор. У людей появляется чувство, что они не брошены и как будто переключатель включался. Сами начинали шевелиться. Ну и пенсионеры. Они же физически не могут разгрести этот хлам. Мебель восстановлению не подлежит.

Пятиэтажку расселяли. Люди вытаскивали все вплоть до батарей. У нас ребята научились стеклопакеты аккуратно снимать. Ванны, унитазы носили. Это были дни напряженной физической работы», — Александр Меньшагин, спасатель 3 класса БПСО.

Из отчета о выполненных мероприятиях:

Эвакуировано местного населения – 2 534 чел., в том числе 435 детей.

Обнаружено, транспортировано и передано сотрудникам полиции 21 тело погибших. 520 пострадавшим, в том числе 150 детям, оказана адресная помощь. 30 пострадавшим оказана первая помощь. 2 пропавших человека найдены живыми. Через р. Ия, р. Азейка, р. Кирей (с. Уйгат) переправлено 1290 чел.

Обследовано 1 999 затопленных домов и придомовых территорий. Разобраны завалы в районе моста федерального значения. Проведены работы по разбору завалов и домов, подлежащих сносу, очистке территории и сбору мусора. Собрано, погружено и вывезено 25 628 куб. м. мусора.

Построено и восстановлено 7 пешеходных переходов.

Разгружено, расфасовано и погружено 103,6 тонн гуманитарной помощи, доставлено 27 тонн питьевой бутилированной воды, 6 300 булок хлеба, разгружено и доставлено на мобильную пекарню 240 кг муки. Расфасовано и роздано 4 958 пайков.

Собрано и утилизировано 2 388 туш домашних животных.

Работа отряда была высоко отмечена не только высшим руководством Министерства чрезвычайных ситуаций и страны, но и простыми гражданами. Подводя итог, можно сослаться на сухие цифры отчётов. Но для настоящего профессионала самой большой наградой всегда будет спасенная жизнь человека. Именно для этого спасатели поддерживают должный уровень готовности к работе в чрезвычайных ситуациях любого уровня сложности, накапливая опыт, постоянно повышая уровень квалификации.

Они проводят жизнь в постоянной готовности для того, чтобы в любой момент оставить свои семьи и, в минимальные сроки, с максимальной эффективностью, прийти на помощь тем, кому она нужна. С риском для собственной жизни работать в любой точке страны столько, сколько потребуется.

Они живут своей профессией.

С Днем спасателя этих ребят!

Фото из архива БПСО.