Транспортными артериями Сибири до сих пор являются реки, а главная из них – Лена, крупнейшая река России. По ним перевозят грузы так называемого «северного завоза», едут люди. Они тоже хотят иметь в своих пенатах блага цивилизации, и тоже везут-везут…
Важнейший транспорт в этих местах – баржи.
Летом 2001 года одна из таких барж шла по реке Лена. Вся она вплотную была заставлена купленными машинами. Народ устал после перегона от Иркутска (около 1000 километров), угомонился, о закреплении груза никто и не вспомнил, а если и вспомнил, то промолчал, ведь много раз ходили по Реке – все было нормально.
Была тихая летняя ночь. Люди спали в своих новеньких авто. На одном из поворотов навстречу вышла еще одна баржа. Капитаны тщетно пытались разойтись. Удар! Скрежет металла! Немногочисленные крики…
Машины гроздьями ссыпались в мутную воду. Люди спросонья плохо понимали, что происходит, а поняв не могли выбраться из машин – двери блокированы… Баржа ткнулась в берег и наступила тишина, прерываемая только криками людей, беспомощно бегавшими по берегу и барже. Девять машин поглотила великая русская река. Девять машин стали последним пристанищем для шестнадцати человек – мужчин, женщин, детей…
Водолазная служба Иркутской областной поисково-спасательной службы МЧС России, во главе со своим начальником, в полном составе, уже с первыми лучами солнца была в пути. Братск, Усть-Кут, далее на «Заре» до места трагедии. Работа сразу закипела. С берега, баржи, многочисленных лодок за нами наблюдают сотни глаз и в них еще тлеет надежда…
Опрос всех возможных свидетелей. Мало, кто что помнит – стресс. Обследование места трагедии и десяти километров ниже по течению. «Мобилизация» жителей местного хуторка – только они так хорошо знают свою Реку. Кое-кого уже подняли, кое-кого Река отдала – их вынесло на отмели на поворотах.
Картина складывалась удручающая: «не хватает» пяти человек.
Народ вспоминает, что в КАМАЗе ночевало двое веселых мужиков-дальнобойщиков, они всем помогали парковать машины на барже. Сейчас их машина стоит посреди фарватера, кабины не видно, только контейнер торчит из воды сантиметров на десять.
Где-то еще лежит «Волга». В ней отец, дочь и ее новорожденный ребенок. Кроме этого, фарватер загорожен еще двумя машинами.
Условия для работы – хуже не придумаешь: видимость в воде – ноль, ярко-желтые баллоны дыхательных аппаратов исчезают, как только оказываются хотя бы на десять сантиметров под водой. Скорость течения около двух с половиной метров в секунду. На раскаленной палубе температура достигала пятидесяти градусов, работающего и страхующего водолаза постоянно поливают водой – ведь перегрев не менее опасен, чем переохлаждение, хотя последнее и более актуально для Сибири. Кругом мошка.
Работаем с плавкрана. Мужики-речники работают молча, прислушиваются к любым нашим «прихотям».
Первым делом перебираемся на Камазовский контейнер. И вниз головой, борясь с течением, в водолазном снаряжении ЕРАЗом вскрываем, как консервную банку, кабину. Буквально вырываем обшивку салона. Достаем мужиков-дальнобойщиков. Начало положено. Пытаемся зацепить КАМАЗ, но все впустую – течение бешеное. Собираем на плавкране маленькое совещание. Обсуждаем возможности освобождения фарватера
Разрабатываем план дальнейшей операции. По уму необходимо защитить водолаза от воздействия течения, сделать тяжелую железную конструкцию в виде клина в которой и погружают человека к месту работ, но это время, которого у нас не много. Вода теплая – у мужиков из КАМАЗа уже началась мацерация кожи, да и фарватер надо освободить как можно быстрее.
Неожиданно взгляд падает на стоящий на палубе грейфер – черпак для грунта, и тут же рождается решение. Обсуждаем его с капитаном плавкрана, тот дает согласие под нашу ответственность. И вот уже все работают. Плавкран выставляется на два якоря, чтоб не болтало. Грейфер обшивается досками со всех, кроме одной стороны, к нему делаются две оттяжки, готовится трос для зацепа к машине. С водолазом обсуждаются все детали работы и сигналы. Через час все готово. Ну с Богом… Раза с третьего – есть зацеп, и КАМАЗ трактором вытягивают на берег. В кабине уже с полметра ила.
Вдруг крик – что-то, какой-то сверток, плывет по Реке. Догоняем его, вытаскиваем… Мужики прячут глаза, отворачиваются – это новорожденный ребенок из «Волги». Машину вытаскиваем просто: опускаем на нее открытый грейфер, закрываем его, поднимаем и переносим на берег. То же делаем и с оставшимися машинами. Да, на бумаге две строчки, а на самом деле, почти день работы на это ушло: на каждый объект плавкран выставить с точностью до метра, проверить объект, в общем работы не мало. Работа была выполнена за два дня. Всю обратную дорогу спасатели молчали, вспоминали характер великой русской Реки.