По тонкому льду беспечности

Любое поисково-спасательное подразделение живёт сезонами: летом большую часть пострадавших составляют туристы и любители активных видов отдыха, осенью – сборщики дикоросов. С наступлением холодов и появлением первого льда на водоёмах, на смену ягодникам и грибникам приходят те, с кем случаются неприятности на льду.

«Автомобиль “Нива” провалился под лед. В машине находились двое мужчин. Один из пассажиров выбрался из тонущего автомобиля, на дрейфующей льдине его уносит в открытый Байкал», – короткие и сдержанные записи в журнале оперативного дежурного. За ними – жизнь отряда, истории спасённых людей и тех, кого спасти не удалось.

Если бы мы могли передать хотя бы десятую часть того, что нам приходится наблюдать по долгу службы, то люди никогда больше не выходили и, тем более, не выезжали бы на лёд в опасный период.

Работа спасателя требует собранности, хорошей реакции и холодного расчёта. После каждой спасательной операции какое-то время ум продолжает анализировать и оценивать собственные действия с точки зрения профессионала: всё верно сделал? Всё ли возможное для спасения было предпринято? С течением времени лица стираются, подробности забываются, но есть такие работы, забыть которые невозможно. Как правило, это те случаи, в которых спасать уже, к сожалению, было некого.

Прошло почти 10 лет, а в отряде до сих пор вспоминают работу, произошедшую в марте 2009 года. Компания из нескольких семей отдыхала на берегу Байкала, один из мужчин позвал ребятишек покататься на машине по льду. Взял с собой четырнадцатилетнего сына и сына своего друга, 2001 года рождения. Машина провалилась под лёд. Водитель и подросток успели выбраться из машины. Восьмилетний мальчик находился на заднем сидении. Утонул вместе с машиной. «Тело ребенка находилось в машине, спасатели извлекли погибшего из затонувшей машины и передали сотрудникам полиции» – запишет оперативный дежурный формальные слова, которые совершенно не отражают всего того, что пережила семья этого ребёнка.

Не забудется затонувшая и пропавшая бесследно в проливе Малое море машина с тремя пассажирами – молодой парой и младенцем, многодневные поиски которых не принесли никаких результатов.

Всплывают в памяти картины с машинами, затонувшими в близи от берега. «Автомобиль провалился под лед. Мужчина сумел выбраться из салона. Женщина (35 лет) и ребенок (9 лет) утонули. Спасатели при помощи буксировочных тросов подняли затонувший автомобиль на поверхность. Тела утонувших были деблокированы из салона, переданы сотрудникам полиции. Расстояние от берега – 50 м, глубина в месте провала – 2 м, толщина льда – 4 см». Что могут рассказать эти строки постороннему человеку? Не много. Но тот, кто был на месте трагедии до сих пор недоумевает, как можно было не совершить хотя бы попытку спасти заблокированных в машине людей на такой небольшой глубине в непосредственной близости от берега. И как досадно наблюдать, когда дети гибнут по вине недальновидных взрослых.

Вспоминается завершение водолазных работ по подъему затонувшей машины и погибших в ней людей. В эту же майну, не смотря на крики и предупреждающие знаки специалистов отряда, на высокой скорости влетел еще один автомобиль. Спасатели спешно надели водолазное снаряжение, погрузились. Подняли двух мужчин. Один жив, второму в течение сорока минут проводили сердечно-лёгочную реанимацию. Безуспешно.

Глупо. Обидно. И безвозвратно.

В Байкальском отряде сезон работ, связанных с происшествиями на льду начинается в начале ноября и длится вплоть до конца апреля. За последние три года количество выездов на подобные работы превысило сотню. В 2015-2018 годах на акватории водоёмов зафиксировано 77 чрезвычайных происшествий. При этом было спасено 123 человека, оказана помощь 64 людям, погибло 24 человека, в том числе 5 детей.

В зоне ответственности Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России объекты, представляющие опасность в период ледостава, можно условно разделить на три основные категории: небольшие замкнутые водоёмы (озёра, пруды, карьеры), реки (самая большая в нашей зоне ответственности – Ангара) и озеро Байкал, уникальный природный объект, известный своим своенравным характером, в силу ряда климатических и географический особенностей.

Дети с нетерпением ждут зимы и готовят санки. Как только на прудах появляется первый ледок, припорошенный снегом, радость от наступления долгожданного времени года перекрывает врожденное чувство опасности. Кроме того, всегда существует соблазн сократить путь по замерзшему водоёму. Опасность таят в себе первый, тонкий лёд, невидимые глазу тёплые ключи, подмывающие лёд окрепший, температурные подвижки льда и трещины.

Не отпускайте детей без присмотра на прогулку вблизи водоёмов! Это не место для игр, но именно лёд так и манит ребятишек. Большинство детей не умеет плавать. Но выбраться самостоятельно из полыньи в мокрой, тяжелой одежде очень сложно даже взрослому человеку. Друзья, как правило, тоже не знают, как себя вести. Часто дети пугаются и попросту убегают, не сообщая никому о случившемся.

На реке воздействие течения, разъедающее лёд изнутри, более выражено. Опасность представляет такое явление, как разная температура воды, из-за чего возникают промоины. Кроме того, если человек провалился под лёд на реке, то выбраться самостоятельно практически невозможно, поток воды затягивает под кромку. В закрытых заливах опасность представляют сбросы тёплых технических вод.

Зимний Байкал – отдельная история. Это поистине живой организм, ситуация на водоеме меняется ежедневно. Там, где вчера можно было спокойно проезжать и проходить, сегодня уже опасно. И даже больше: бывают ситуации, когда машины идут колонной, первая из них проходит спокойно, а следующая за ней, уже проваливается под лёд.

«Люди тонут в машинах, дрейфуют на льдинах, выходят на тонкий лёд пешком и проваливаются. Самая неблагодарная работа у спасателей-водолазов, поскольку спасать живых людей им практически не приходится. Официальных ледовых переправ на Байкале две – на остров Ольхон и в районе Чивыркуйского залива. Неофициальных дорог на Байкале десятки. Стихийными автозимниками озеро исчерчено вдоль и поперёк. Едут на свой страх и риск. Особенно много рыбаков. На профилактические действия спасателей местное население реагирует неадекватно: убирают запрещающие знаки, ломают шлагбаумы и снова выезжают на лед. Кроме того, не станем скрывать: большинство пострадавших, с которыми пришлось работать нашим спасателям, в момент трагедии находились в состоянии алкогольного опьянения» – отмечает начальник Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России Семён Белокуров.

Суточные перепады температур на Байкале могут достигать 20 С, вследствие чего, в результате теплового расширения или сжатия ледяного покрова образуются становые трещины. Под воздействием сильных ветров трещины могут расходиться, достигая ширины в несколько сотен метров. И, наоборот, сходиться в одной линии, образуя так называемый «нажим», вырастая в высокие, вертикальные торосы.

Кроме того, Байкал лежит в зоне тектонического разлома. Здесь частые землетрясения, буквально, рвущие ледяной покров, обычное явление.

Потенциально опасными местами являются: устья, впадающих в Байкал рек, промышленные стоки тёплых вод, выходы подземных ключей и термальных источников. Именно поэтому водители стараются проезжать все мысы и бухты, обходя их морем. Известно, что по мере приближения к берегу вероятность провала возрастает. Но на середине Байкала машины подстерегает другая, не менее неприятная, неожиданность. Возникновение «пропарин» в местах выхода донного газа – ещё одно опасное явление на Байкале. Самое страшное, что обнаружить такую зону трудно, ведь подтаивание льда идёт изнутри, без внешних признаков. Специалисты говорят, что таких мест на Байкале в последнее время возникает всё больше.

Спланировать безопасный путь по зимнему Байкалу невозможно! Выезжая на лёд, помните: вы осознанно рискуете жизнью и ставите под вопрос дальнейшую судьбу своих пассажиров. Матери, не отпускайте детей с отцами на рыбалку. В глазах спасателя на всю жизнь замирает картина с извлечённой из-подо льда машиной, из открытых дверей которой вытекает вода, а на заднем сидении тело пристёгнутого ребёнка.

Пассажиры, которые находятся на заднем сидении, гибнут чаще. Если в салоне дети, они находятся именно там. В силу того, что самая тяжёлая часть машины – это двигатель, машина начинает тонуть носом вниз. Выбраться из неё самостоятельно очень сложно. Открыть двери изнутри в тонущей машине невозможно – внешнее давление воды не позволяет этого сделать. При попадании в воду замыкает электропроводка, в результате чего перестают работать стеклоподъемники. Люди оказываются в ловушке.

Байкал не прощает беспечности. Нужно быть очень внимательным, сто раз подумать, прежде чем принимать решение в пользу своего увлечения зимней рыбалкой, экстремальными видами отдыха или просто прогулкой по льду. Возможно стоит отказаться от приключений и не подвергать опасности свою жизнь, жизнь близких и тех людей, которые придут вам на помощь.